Горячая бесплатная линия
Полное меню сайта

Салават Чотчаев. Корабли, «Мосфильм» и электричество

Салават Чотчаев. Корабли, «Мосфильм» и электричество

02.07.19
Больше семи лет отдел технического аудита АО «Карачаево-Черкесскэнерго» возглавляет Салават Чотчаев. Ценный специалист и терпеливый наставник для молодежи, Салават Магомедович пользуется заслуженным уважением у всего коллектива. 

Профессию энергетика Салават Чотчаев не выбирал. Это сама профессия выбрала его еще в годы службы в вооруженных силах СССР, и он остается верен ей до сих пор.

После призыва осенью 1972 года двадцатилетний Салават волей судьбы попал в учебный отряд ВМФ в белорусском городе Пинске. Бескозырка ему оказалась очень к лицу. Да и кто в двадцать лет не мечтает о море?!

За шесть месяцев в «учебке» наш герой получил специальность корабельного электрика. Кто сомневается, что это была судьба? Ну а из Пинска Салават попал на Северный флот.

В Североморске молодых матросов из учебного отряда привезли на базу, откуда в течение недели новобранцев распределяют по кораблям Северного флота. Однако Салават Чотчаев и еще четырнадцать ребят остались в Североморске почти на месяц. Командование определило их в помощники съемочной группе «Мосфильма», которая снимала художественный фильм «Океан».

Этот месяц общения с мосфильмовцами был незабываемым для Салавата. Еще бы! Мало кому удается окунуться в творческую атмосферу художественных киносъемок. Тем более с такими известными актерами, как Николай Олялин и Наталья Белохвостикова, которые совершенно не чурались общения с рядовыми Морфлота.

А Салават Магомедович вместе с остальными ребятами снимались в массовках, обеспечивали, говоря современным языком, «спецэффекты». К примеру, с помощью включенного двигателя списанного самолета и собранного в кучу снега создавали эффект «пурги», подбрасывая снег лопатами вверх, чтобы поток воздуха из двигателя его распылял. А в кадре запечатлевалась сцена сильной метели.

После окончания съемок ребят распределили по местам дальнейшей службы. Салават Чотчаев попал на секретную базу подводных лодок «Гремиха» на Кольском полуострове. Сначала его определили на плавбазу, где были установлены мощные дизель-генераторы. В случае сбоя основного энергоснабжения они могли обеспечить электричеством всю «Гремиху». А спустя три месяца Салавата перевели на спасательный буксир – дизель-электроход СБ-3, на котором наш герой был командиром отделения электриков. Там Салават и дослужил до демобилизации.

 Вернувшись домой, он закончил техникум и стал работать по профессии сначала дежурным на подстанции «Карачаевск» в Карачаево-Черкесских электрических сетях, потом 25 лет - в Карачаевском ПТЭС, где был начальником отдела энергосбыта. Работая, получил высшее образование по своей специальности, а в 2002 году перевелся в отдел аудита АО «Карачаево-Черкесскэнерго». Сначала работал инспектором, потом ведущим инспектором, а последние семь лет возглавляет подразделение, контролирующее законность потребления электроэнергии абонентами.

Салават Магомедович щедро делится с молодежью богатым опытом своей работы и иногда рассказывает, как в юности судьба распорядилась его жизнью и сама выбрала для него профессию. 


Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Размещенная ранее информация находится здесь.