Горячая бесплатная линия
Полное меню сайта

Надежность – наша главная задача

22.10.2016

Надежность – наша главная задача
«День республики» - Черкесск

В начале октября Карачаево-Черкесский филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа» получил Паспорт готовности к осенне-зимнему периоду 2016-2017 гг. Документ стал подтверждением готовности энергообъектов и персонала филиала к прохождению сезона максимальной нагрузки на сети. В присутствии членов специально созданной комиссии, которая оценивала готовность электросетевого комплекса к зиме, Паспорт был вручен директору филиала Владимиру Халюзину. Он возглавляет предприятие сравнительно недавно - с января текущего года, а до этого руководил ОАО «Распределительная сетевая компания». Об успехах и проблемах основного электросетевого предприятия республики, поставляющего электроэнергию потребителям всех 10 муниципальных районов республики, руководитель подробно рассказал в интервью нашей газете.

- Владимир Анатольевич, Вы не так давно возглавили крупнейшее электросетевое предприятие Карачаево-Черкесии, однако Вы человек в электроэнергетике не новый и знаете отрасль, как говорится, изнутри. Какие задачи Вы ставите сегодня перед собой и какие проблемы считаете основными?

- Первая и самая главная наша задача – это надежность электрических сетей. Вторая – выполнение основных финансово-экономических показателей, которые перед нами обозначены. А актуальные проблемы, как и прежде - потери электрической энергии и борьба с ее незаконным потреблением.  Хищение электроэнергии – это наш бич. Но мы с ним активно боремся и делаем это всеми доступными законными методами.

- Расскажите подробнее, какие меры Вы предпринимаете для выявления и пресечения фактов воровства? Насколько они эффективны? 

-  Основной метод борьбы – это рейды, в том числе в вечернее и ночное время, когда нагрузка на сети многократно возрастает. И количество этих рейдов мы значительно увеличили. Сейчас зима на подходе, температура воздуха стремительно падает. Есть районы, которые газифицированы частично (Карачаевский, Урупский, Малокарачаевский районы) и самое легкое и доступное тепло – электроэнергия. Казалось бы, сделал наброс на линии электропередачи, подключил обогреватель – тепло и платить не надо, все проблемы решены. Но это только так кажется, потому что это самое настоящее правонарушение, а в некоторых случаях даже преступление, и энергетики сделают все возможное, чтобы эти энерговоры были обличены. И тогда им придется платить в двойном размере, потому что по правилам предоставления коммунальных услуг начисление при таких правонарушениях производиться исходя из максимальной мощности электроприборов с учетом их круглосуточной работы за срок до шести месяцев. Это означает, что если они, например, ежемесячно платили 500-600 рублей по показаниям прибора учета, при выявлении нарушения эта сумма может достигнуть нескольких тысяч рублей. Кроме того, материалы по выявленным фактам неучтенного энергопотребления направляются  и в правоохранительные органы для принятия мер административного воздействия, а это весомые штрафы - от 10-15 тысяч рублей для физических лиц и до 100-200 тыс. рублей – для юридических лиц. Отмечу также, что с начала года мировыми судами республики уже выносятся решения по привлечению таких недобросовестных потребителей к административной ответственности.

Более того, в рамках проводимой МРСК Северного Кавказа акции «Стоп, вор!», на опорах линий электропередачи рядом с объектом, где выявлено неучтённое энергопотребление, энергетики теперь клеят специальные стикеры, указывающие соседям на то, что рядом с ними происходит воровство электроэнергии.

Конечно, нам не хотелось бы доводить ситуацию до таких крайних мер, но если недобросовестные потребители нас не услышат, то наши специалисты будут очень жестко пресекать все факты энерговоровства, и тогда наказание для них неизбежно.

Всего за девять месяцев текущего года специалистами филиала выявлено 894 факта безучетного энергопотребления. Общий ущерб оценен в 5,5 миллионов рублей. По 769 выявленным фактам возвращено 4,4 миллиона рублей, по остальным проводится работа с потребителями.

При этом уровень потерь электроэнергии в сетях филиала за 9 месяцев составил 15, 42%. Это на 1,25% меньше, чем за такой же период аналогичный период прошлого года. Отмечу также, что потери электроэнергии в сетях являются одним из показателей эффективной работы электросетей. Поэтому на каждого начальника РЭС филиала возложена персональная ответственность за выполнение плана по снижению уровня потерь в сетях.

- Вы сказали, что основная Ваша задача - это надежность электрических сетей. Что удалось сделать в этом направлении?

- Основные показатели надежности электросетей – это количество технологических нарушений в зоне ответственности филиала и продолжительность перерывов в электроснабжении. Второй показатель для нас является наиболее приоритетным, потому что самое главное, чтобы потребитель, даже несмотря на неполадки в сети, не был лишен электроснабжения. Стопроцентно исключить аварии не получится: на это влияет много факторов, в большей части погодные явления. Поэтому основная задача, которую я ставлю перед коллективом, чтобы, в первую очередь, потребитель находился без электрической энергии минимальное время. Нам удалось улучшить этот показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в три раза. Показатель аварийности тоже удалось снизить за последние 9 месяцев на 12%. Все это благодаря ежедневному кропотливому труду коллектива, поэтапной реконструкции энергообъектов, финансовым вливаниям и т.д.
 
- Есть ли проблемы в части надежности электрический сетей, которые пока не удается решить?

- Для энергетиков самым неприятным технологическим нарушением считается, когда на линию электропередачи падает дерево. Таких случаев в нашем филиале нет уже несколько лет, потому что мы регулярно расчищаем просеки от древесно-кустарниковой растительности. Но проблематичным остается отрезок ЛЭП от подстанции «Гоначихир» до «Центрального распределительного пункта» п. Домбай. Там линия проходит по территории государственного Тебердинского заповедника, где рубить деревья запрещено.  В связи с этим мы ведем переговоры с руководством заповедника, объясняем, что это необходимо для надежного энергоснабжения горнолыжного поселка, и весь процесс вырубки мы будем проводить под контролем их представителя и вырубать будем только те деревья, которые представляют опасность. Недопуск наших бригад к этим работам может привести к тому, что если, не дай Бог, на этом участке упадет дерево, Домбай может полностью остаться без света.

Другая проблема – это незаконные постройки под высоковольтными линиями электропередачи. В качестве примера приведу случай, который произошел в с. Чапаевском. Там частный домовладелец без согласования с нами построил железный навес прямо под ВЛ 10 кВ. В результате грозы линия оборвалась, провод упал на железный навес, который оказался под напряжением, и лишь чудом никто не пострадал. 
И таких примеров незаконного строительства – сотни. Мы пишем письма в прокуратуру, администрациям населенных пунктов, что без нашего согласования нельзя выделять земельный участок под застройку, но, тем не менее, это происходит повсеместно. Других мер воздействия на них у нас нет. А потом мы пожинаем вот такие плоды. Большое счастье, что в данном случае обошлось без человеческих жертв.

- Владимир Анатольевич, недавно Вы получили Паспорт готовности к самому ответственному периоду в работе компании – осенне-зимнему максимуму нагрузок на сети. Расскажите, пожалуйста, о сложностях подготовки электросетевого комплекса республики к холодам.

- Подготовка началась еще в апреле. Всеми службами был выполнен огромный объем работы.  Так, за 9 месяцев энергетики произвели ремонт и техобслуживание почти 5,4 тыс. км ЛЭП различного класса напряжения, 1137 трансформаторных подстанций мощностью 10/0,4 кВ, текущий и капитальный ремонт энергооборудования на подстанциях 35-110 кВ, а это 100% от запланированного объема. Для предотвращения гололедообразования на ВЛ-110 кВ выполнены 11 пробных плавок гололеда, проведены 4 противоаварийные тренировки. В общем, сделано все для того, чтобы уверенно пройти осенне-зимний период максимума нагрузки на сети. Сказать стопроцентно, что проблем не будет, нельзя, потому что погодные явления непредсказуемы, температура в течение суток может меняться с переходом через ноль, что оказывает влияние на надежность электроснабжения. Но коллектив у нас профессиональный, все службы работают слаженно, оперативно, поэтому, уверен, мы справимся.

- Последние несколько лет идет активная работа по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, в том числе и электроэнергии. Какое участие в этой работе принимает Карачаево-Черкесский филиал МРСК Северного Кавказа и что общедомовые приборы учета дают потребителям?

- По федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» собственники многоквартирных жилых домов должны были оснастить свои дома коллективными приборами учета электроэнергии до 2013 года. Однако, они этого не сделали, поэтому эта обязанность была возложена на Карачаево-Черкесский филиал МРСК Северного Кавказа с последующим возмещением собственниками помещений в этих МКД всех затрат, связанных с проведением этих работ.

Проблематикой этой занимаемся уже не один год. Дело продвигается тяжело, потому что управляющие компании и ТСЖ этих домов всячески избегают заключения договора на установку общедомового прибора учета. Только в Прикубанском районе эта работа была выполнена быстро и слажено благодаря поддержке Главы администрации района. А вот в Карачаевском, Усть-Джегутинском и ряде других районов процесс продвигается очень медленно, там мы сталкиваемся с большими трудностями. Тем не менее, на сегодня уже удалось установить общедомовые приборы учета в 401 многоквартирном доме в 10 районах республики, оставшиеся 58 домов – в процессе заключения договора, установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии. Поэтому могу сказать, что в этой работе мы вышли на финишную прямую.

Потребители должны понять, что применение общедомовых приборов учета позволит снизить затраты на электроэнергию в многоквартирном жилом фонде, так как жители будут платить не по нормативу, который исчисляется исходя из площади мест общего пользования жилого дома, а только за реальное энергопотребление. Более того, с 1 января 2016 года для тех, кто пользуется нормативом, введены повышающие коэффициенты, которые сейчас составляют 1,5, а с 2017 года увеличатся до 1,6.

- Как известно, весомое оружие в борьбе со злостными неплательщиками – это отключение их от электроснабжения. Как часто приходится прибегать к такой крайней мере и какова ее эффективность?

- Это очень эффективная мера воздействия на неплательщиков, потому что как только нарушитель получает уведомление о грозящем отключении или видит электромонтера, то чаще всего бежит платить. Ведь для того, чтобы возобновить подачу электроэнергии, придется не только полностью выплатить свой долг сбытовой компании, но и оплатить услуги нашего филиала по подключению к линии электропередачи. Если говорить языком цифр, то за девять месяцев текущего года специалисты филиала по заявке энергосбытовой компании отключили от электроснабжения 1570 потребителей республики. О действенности этой меры говорит и то, что из полученных нами за девять месяцев этого года 14 618 заявок на ограничение электроснабжения около 13 тысяч были отменены, т.к. эти абоненты сразу же погасили свой долг, не дожидаясь отключения.

 - Владимир Анатольевич, нашим читателям было бы интересно узнать об инвестиционных планах компании по развитию энергетической инфраструктуры на территории Карачаево-Черкесии на ближайшие годы…

- В настоящее время филиал проводит реконструкцию подстанции 110 кВ «Южная» в Черкесске, в ходе которой меняется все оборудование. После завершения работ общая трансформаторная мощность подстанции увеличится в 2,5 раза. Реконструкцию подстанции планируем завершить в конце 2017 года, и тогда проблемы с нехваткой мощностей в южной части города, которая активно застраивается и расширяется, будут сняты на ближайшие тридцать лет.

Также филиал проводит модернизацию и реконструкцию энергообъектов, большинство из которых построено еще в 60-70 годы прошлого века. Так за последние годы удалось провести реконструкцию ЛЭП и подстанций 35-110 кВ. Следующим этапом инвестиционной программы, рассчитанной на 2017-2022 годы, на которую МРСК Северного Кавказа планирует направить около 390 миллионов рублей, станет реконструкция ВЛ 0,4/10 кВ. Это сегодня один из наиболее проблемных участков, потому что в 50-70 годы, когда эти линии строились, они не были рассчитаны на сегодняшнюю нагрузку. Но, думаю, в ходе реализации инвестпрограммы мы эту проблему поэтапно решим.

- Большую часть интервью мы говорили о проблемах, а в заключение прошу Вас рассказать об успехах компании. Несмотря на то, что Вы руководите Карачаево-Черкесским филиалом МРСК Северного Кавказа всего девять месяцев, компания успела за это время достичь признанных головным офисом успехов.

- Да, действительно, с момента учреждения ежемесячного корпоративного конкурса МРСК Северного Кавказа - с апреля 2016 года - Карачаево-Черкесский филиал четыре раза признавался лучшим филиалом Общества. Оценивались такие показатели, как выполнение инвестиционной и ремонтной программ, показатель уровня потерь, дебиторская задолженность и т.д. А лучшими районными электрическими сетями три раза подряд становились наши Зеленчукские РЭС. Наши победы – это заслуга всего коллектива. Хочу от души поблагодарить свою команду за отличную работу. Будем продолжать трудиться в таком же активном темпе. Есть над чем работать и есть к чему стремиться…

Фатима БИДЖИЕВА
Республиканская общественно-политическая газета Карачаево-Черкесии  «День республики» 
№ 162-163 от 22.10.2016