РУС ENG

Раздел не найден.

24.02.2015

МУХАБ ПИТОВИЧ КУМЫКОВ. Баксанская ГЭС в жизни Кавказа (Кабардино-Балкарская Республика)

В трудовой династии очень молодого энергетика Анзора Кумыкова, который с 2013 г. перешел на работу инженером по качеству электроэнергии службы релейной защиты и автоматики Кабардино-Балкарского филиала МРСК Северного Кавказа, есть те, кто участвовал не только в обслуживании главной гидроэлектростанции республики, но даже в ее строительстве.

Прадедушка Анзора - Кумыков Мухаб Питович, 1893 года рождения, принимая участие в строительстве Баксанской ГЭС, выполнял, как и многие, важнейшую задачу: возвести Баксанстрой как одно из крупнейших гидросооружений СССР, не используя ни одного заграничного гвоздя.

В 1948 году, сменив отца Мухаба Питовича, продолжая зародившуюся династию, на БаксанГЭС пришел его сын - Кумыков Борис Мухабович, 1927 г.р., и работал здесь в должности токаря долгие-долгие 58 лет, вплоть до 2006 года. А имя Юрия Борисовича Кумыкова – сына Бориса Мухабовича – теперь навсегда вписано в историю Нальчикской группы подстанций и особенно – подстанции «Нальчик».

Великая Отечественная война не только задержала развитие электрификации Кабардино-Балкарии, но и нанесла большой урон зарождающейся ускоренными темпами энергетике республики. Энергетики, как и солдаты, вели борьбу за жизнь своей Родины, за скорейшую победу наших войск над фашистами. Нужно было в условиях войны и связанных с нею трудностей обеспечивать бесперебойную подачу электроэнергии для производства необходимой для фронта продукции.

Баксанская ГЭС очень много значила для всего Кавказа, и в первую очередь – для Кабардино-Балкарии. Все понимали, что значит эта ГЭС для республики, для всех районов, прилегающих к ней. Это сердце, приводящее в движение станки заводов и фабрик, производящих продукцию для фронта, – снаряды, мины, патроны. Это ремонт танков и пушек. Это вода и хлеб. Это свет, необходимый госпиталям и школам.

Работали до последнего, однако когда стало известно, что фашисты оккупировали территорию республики, решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) в октябре 1942 года Баксанская ГЭС была взорвана, потому что нельзя было допустить, чтобы фашисты пользовались энергией станции. Взрывать станцию для тех, кто ее строил, вынося немало трудностей и лишений, было делом чрезвычайно тяжелым.

Никто не сомневался, что враг будет разбит, поэтому некоторые меры по эвакуации части оборудования были предприняты, однако времени на разборку агрегатов Баксанской ГЭС уже не оставалось, и было принято решение: вывести станцию из строя с таким расчетом, чтобы можно было быстро восстановить ее после победы.

Когда враг был уже в городе Прохладном, руководители ГЭС с помощью военных вывели из строя плотину и напорные трубопроводы. Сохранились воспоминания Г.С. Конюшкова, который работал на ГЭС начальником технического отдела:
 
«Взрывчаткой мы располагали, имели и распоряжение о взрыве БаксанГЭС. Осуществить это должен был сапер, которого нам обещали прислать. Но сапер все не появлялся. Немцы уже приближались к городу Прохладному. Ждать дальше было нельзя. Я обложился литературой по направленному взрыву и стал рассчитывать количество взрывчатки, необходимое для вывода ГЭС из строя. Окончив расчеты, мы уже собирались закладывать заряд в плотину, когда появился долгожданный сапер Красной Армии. Я показал ему свои расчеты. Он рассмеялся и сказал, что такого количества взрывчатки хватит не только для небольшого отверстия в центре плотины, но и для того, чтобы вся плотина взлетела на воздух. Он уменьшил количество заряда раз в 20-25 и взорвал плотину направленным взрывом. Размер разрушения точно соответствовал тому, что мы хотели получить. Кроме того, были осуществлены микровзрывы на верхних частях напорных трубопроводов…»

В начале января 1943 года, когда фашисты отступали из Кабардино-Балкарии, они с дикой яростью взорвали БаксанГЭС вторично. Гидростанция на Баксане, которая до войны считалась одной из самых красивых ГЭС страны, была превращена в груду развалин. Большие разрушения получили такие сооружения Баксанской станции, как холостой сброс, напорные трубопроводы, административное здание, машинный зал, плотина и другие головные сооружения, бассейн суточного регулирования воды, распределительные устройства.

Хасан Жанбекович Дикинов, односельчанин Мухаба Питовича Кумыкова, был одним из тех, кого военкомат направил на восстановление Баксанской ГЭС. Как он рассказывает, было впечатление, будто немцы использовали все имеющиеся у них запасы взрывчатки для того, чтобы уничтожить гордость республики – БаксанГЭС. По его словам, в восстановительных работах принимали участие и специалисты-энергетики, и жители его родного поселка – люди, которые были свидетелями строительства электростанции и ввода ее в эксплуатацию. В память о том периоде в личном музее Хасана Жанбековича Дикинова – ветерана-энергетика - хранятся искореженные взрывами части оборудования станции.
 
Вернувшиеся после изгнания фашистов рабочие, специалисты и приехавшие из соседних селений колхозники приступили к восстановлению ГЭС. Работа на этом важном объекте считалась делом чести. Необходимо было в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство, дать больше продукции. А для этого, в первую очередь, нужна была электрическая энергия. Без нее нельзя было восстановить промышленные предприятия по выпуску особо важной продукции (в первую очередь – Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат), которая шла на нужды фронта.

Придавая большое значение восстановлению Баксанской ГЭС для победы над врагом, советское правительство оказало большую помощь республике. В специально принятом постановлении ГКО от 19 мая 1943 года «О восстановлении электростанций и сетей Баксанского энергокомбината» было предусмотрено мобилизовать на восстановительные работы по 1000 человек от республики и Ставропольского края, от колхозов Кабардино-Балкарии – 50 подвод. Наркомлесу СССР было предложено выделить для восстановления ГЭС и линий электропередачи 9 тысяч кубометров круглого леса. Выполняя это постановление, из Грузии прибыла большая группа строителей и монтажников во главе с такими крупными специалистами, как назначенный начальником строительства Гиндин и главный инженер Зурабов. Армения прислала для электростанции оборудование. Для выполнения пусконаладочных работ из Москвы прибыла группа специалистов во главе с инженером Катковским. В восстановительных работах принимали участие посланцы из Ленинграда, Харькова, оказывали помощь в оборудовании заводы Урала, Сибири.

Трудящиеся Кабардино-Балкарии, опираясь на бескорыстную помощь народов-братьев, проявили трудовой героизм, обеспечив в условиях военного времени успешное выполнение постановления ГКО о восстановлении Баксанской ГЭС. Как и в довоенное мирное время, когда велось строительство, важную роль в восстановлении ГЭС сыграла молодежь республики, взявшая шефство над станцией. По путевкам комсомола было направлено 870 юношей и девушек.

Общий стаж в энергетике Мухаба, Бориса, Юрия и Анзора Кумыковых в 2014 году перевалил за сотню и составил 106 лет.