20.12.2013
Энергия Кавказа
Генеральный директор ОАО "МРСК Северного Кавказа" Петр Сельцовский рассказал, с какими результатами встречают Новый год энергетики СКФО.
В конце года мы по традиции подводим итоги, строим планы на будущее.
О том, с какими результатами встречают Новый год энергетики Северного Кавказа, а также о том, как энергосистема региона готова к зимним испытаниям, - наш разговор с Генеральным директором ОАО "МРСК Северного Кавказа" Петром Сельцовским.
Серьезные задачи по плечу серьезным компаниям
- Основная наша задача - бесперебойное и надежное обеспечение электроэнергией потребителей в семи регионах СКФО, и многотысячный коллектив МРСК Северного Кавказа достойно справляется с этим. Наши приоритеты - развитие электросетевого комплекса регионов, создание финансовых и экономических механизмов, обеспечивающих снижение издержек, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Сейчас, когда год практически завершен, можно уверенно сказать, что компания успешно выполнила ремонтную программу и получила от Министерства энергетики РФ паспорт готовности к осенне-зимнему максимуму нагрузок. Это означает, что энергосистема Северного Кавказа готова к суровым зимним испытаниям и нагрузкам. Зиму мы встретили во всеоружии и готовы прийти на помощь нашим соседям на Кубани, как это было не раз. Ведь для всех нас это особо ответственная зима - в Сочи состоятся Зимние Олимпийские игры.
- Как идет объединение сетевого комплекса на Северном Кавказе? В начале ноября появилась информация, что вы столкнулись с проблемами. Я говорю о Ессентукских горэлектросетях и о Ставропольских электросетях. Удалось ли их разрешить? Почему вопрос консолидации так важен?
- Когда мы говорим о консолидации электросетевого комплекса, речь идет исключительно о конечной цели процесса - улучшении надежности электроснабжения потребителей и прозрачности формирования затрат и тарифов. Необходимость консолидации закреплена в Стратегии развития электросетевого комплекса, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 511-Р от 03.04.2013 г., и Указе Президента России "Об ОАО "Российские сети" № 1567 от 22.11.2012 г.
Практика показывает, что справляются с задачей эксплуатации электросетевого хозяйства и ответственностью компании с квалифицированным персоналом, большим опытом и стабильным экономическим положением, а небольшие ТСО при возникновении серьезной критической ситуации не могут обеспечить должную надежность.
К тому же по оценке "Россетей", при увеличении тарифной выручки МРСК за последние четыре года на 57%, у территориальных сетевых организаций она выросла в 2,4 раза. На какие цели идут эти средства? Мы считаем, что непрозрачность затрат приводит к завышению тарифов ТСО.
В СКФО функционируют свыше 60 территориальных сетевых организаций, около 20 - в крае. Благополучных - считанные единицы. Из 14,5 млрд руб. долга потребителей МРСК Северного Кавказа больше половины приходится на ТСО. Что касается электросетей Ставрополя и Ессентуков, то за 5 лет аренды нашим филиалом сети были приведены в надлежащее техническое состояние, возросла надежность электроснабжения потребителей, более чем в 3 раза снижено количество технологических нарушений в Ставрополе. Если в 2010 го-ду их было 423, в 2012 году - 227 нарушений, то за 9 месяцев 2013 года - 142. За 5 лет управления МРСК Северного Кавказа число технологических нарушений снизилось на 33%, то есть по 8% ежегодно. Только в модернизацию одной из старейших подстанций краевого центра "Южная" МРСК Северного Кавказа вложила 76,8 млн руб. Для сравнения: вся инвестиционная программа Ставропольских сетей составила менее 72 млн руб. Без МРСК Северного Кавказа в краевом центре не смогли бы реализовать про-грамму масштабной замены изношенных кабельных линий. Такие средства для небольших "Ставропольэлектросетей" неподъемны. Мы считаем, что уход сетей Ессентуков и Ставрополя к другому хозяйствующему субъекту может в конечном итоге привести к снижению надежности электроснабже-ния потребителей, увеличению аварийности и другим негативным факторам.
Нет оплаты - Нет света
- Потребители Северного Кавказа задолжали огромные деньги. Как решается эта проблема?
- К 1 октября задолженность конечных потребителей розничного рынка перед гарантирующими поставщиками СКФО составила 14 млрд 681,9 млн руб. Основной объем задолженности приходится на энергосбытовые компании - 8 млрд 11 млн руб. (прирост долга за январь-сентябрь - 787,5 млн руб.).
Безусловно, мы делаем все возможное, чтобы вернуть деньги, которые нам должны. Расторгнуты 6 договоров купли-продажи электроэнергии с энергосбытовыми компаниями - перепродавцами, а потребители были переведены на прямое обслуживание к гаранти-рующим поставщикам.
Понимая, что уговоры и увещевания не всегда эффективны, за 10 месяцев текущего года к должникам подано 837 исковых заявлений на общую сумму 10 млрд 377 млн рублей. По результатам правовой работы с января по ноябрь поступило 4,3 млрд руб., тогда как за весь 2012 год получено 1,38 млрд руб. За 9 месяцев юридическим службам гарантпоставщиков также удалось взыскать с должников более 2 млрд руб. Значительную часть задолженности удается взыскать в досудебном порядке.
Хорошую эффективность показали адресные ограничения электроснабжения неплательщиков, которые за 10 месяцев планировалось ввести в отношении более чем 130 тыс. потребите-лей СКФО, имеющих дебиторскую задолженность более 8 млрд руб. После получений уведомлений о введении ограничений около 87 тыс. потребителей произвели оплату задолженности.
Инновации и модернизация
- Ведется ли в МРСК работа по обновлению электросетей и оборудования?
- Несмотря на то, что электроэнергетика является несколько инерционной на инновации, ведь срок службы основного оборудования составляет несколько десятков лет, мы считаем, что передовые разработки имеют очень большое значение для деятельности распределительной сетевой компании Северного Кавказа. Чего стоит только масштабная программа построения интеллектуальной системы учета электроэнергии в трех республиках - Дагестане, Чечне и Ингушетии, которой нет аналогов в России. В ее ходе потребителям установлено более 630 тыс. приборов учета с автоматическим считыванием данных. Отдельной строкой в компании проходят научно-технические и исследовательские разработки по ряду направлений - в сфере обнаружения повреждений, плавок гололеда, современных технологий обучений персонала при помощи компьютерной техники и ряд других. Только в нынешнем году на НИОКР нашей компанией выделено 17,5 млн руб.
Внедрение новых технологий позволяет уменьшить затраты на транспорт электроэнергии, снизить ее потери, улучшить качество электроэнергии и повысить надежность электроснабжения. Для этого ведется масштабная реконструкция, строительство новых сетей и подстанций - только в текущем году на реконструкцию сетей 110 кВ направлено 3,7 млрд рублей.
- С лета 2011 года на Северном Кавказе реализуется "Комплексная программа снижения потерь в рас-пределительных сетях на террито-рии Республики Дагестан, Чеченской Республики и Республики Ингушетия". Почему были выбраны именно эти субъекты? Каковы результаты?
- Необходимость снижать сверх-нормативные потери электроэнергии, достигавшие 40 - 50% в Дагестане, Чечне и Ингушетии при среднероссийских 18%, назревала давно. Специалисты нашей компании предложили решение в виде создания автоматизированной системы учета, в которой человеческий фактор сведен к минимуму. Программу одобрило правительство страны и включило расходы на ее финансирование в размере около 5 млрд руб. в бюджет.
В остальных субъектах СКФО показатели находятся в пределах нормы, поэтому программа на них не распространяется. Но и здесь мы находим резервы, постепенное оснащение приборами учета потребителей в других регионах предусмотрено программой перспективного развития систем учета электроэнергии.
- Часто приходится устранять неполадки, вызванные погодой? Какими ресурсами обладает ремонтная служба компании?
- Для оперативного реагирования на возможные отключения в постоянной готовности на случай нештатных ситуаций находятся 26 мобильных бригад, общей численностью 97 человек, с 46 единицами авто- и спецтехники. Они оснащены всем необходимым оборудованием и материалами. Кроме того, дополнительно может быть задействован внушительный резерв людей и техники из нескольких подрядных организаций.
О планах и перспективах
- Ключевые направления деятельности компании в ближайшее время - планомерное обновление электросете-вого хозяйства округа, улучшение доступности инфраструктуры для технологического подключения новых потребителей, так как здесь наблюдается стабильный рост спроса, за 9 месяцев года - почти на четверть.
Скорректированная инвестпрограмма МРСК Северного Кавказа с учетом последних тарифных решений правительства РФ на 2014 год состав-ляет 2 млрд 415 млн руб. Подавляющая часть средств, а именно 1 млрд 170 млн руб., будет направлена на техническое перевооружение и реконструкцию и 670 млн - на новое строительство электросетевой инфраструктуры. Ремонтная программа в будущем году вырастет примерно на 5% и составит 1 млрд 520 млн руб.
Большие надежды мы связываем с Комплексной программой по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии и выходом ее на рабочие параметры, что принесет заметный экономический эффект и пресечет ее расхищение. Будет продолжена партнерская работа с руководством регионов СКФО, муниципальными образованиями и контрагентами для улучшения финансово-экономического состояния энергокомпаний, управляемых МРСК Северного Кавказа. За-пущенный ранее процесс консолидации электросетевых активов в СКФО в конечном итоге позволит поднять на новый уровень работу территориальных сетевых организаций, улучшить стабильность и надежность электроснабжения.
Кстати, в ближайшее время санкции за просрочку оплаты будут ужесточены. В Госдуму РФ внесен правительственный законопроект, согласно которому увеличится ответственность за нарушение потребителями обязательств по своевременной оплате электричества. Предполагается, что за каждый день просрочки платежа будет начисляться пеня в размере 1/170 ставки ре-финансирования Центробанка РФ. Эта цифра приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей - 17,7%. Сейчас максимально допустимый размер пени меньше в два раза. Такой размер неустойки послужит стимулом для покупателей и потребителей электроэнергии исполнять обязательства по оплате надлежащим образом.